pitirimov_pln

Илья Петров, ПЛН: Региональная власть обещает «размедведить» углы Псковской области с помощью хайтека

Новости, Новости предприятия

Всем памятна одна из первых фраз губернатора Андрея Турчака, сказанная вскоре после назначения в 2009 году: «В Псковской области не должно быть медвежьих углов». Особенно любили недоброжелатели припоминать эту фразу во время приснопамятного конфликта вокруг пригородных поездов. Тогда на федеральных каналах зрителей радовали публичной поркой недоглядевшего за электричками вице-премьера Аркадия Дворковича, с добавлениями сюжетов об отмене пригородного поезда «Псков-Дно». Что поделаешь, видимо глянулось столичным телевизионщикам название станции. Хотя уже тогда понятно стала, что беды с транспортом свойственны всем российским регионам и Псковщина здесь на исключение.

Урок логистики от вице-губернатора

Проблема, которая была поднята на самом что ни на есть высоком уровне, стала поводом для возобновления давнего разговора о том, что вообще творится в транспортной системе области. Рыночные фундаменталисты рубили сплеча — мол, у каждой семьи сейчас по машине, а то и не по одной, а «не вписавшиеся в рынок» доберутся и на оставшихся автобусах — не велика беда. Их оппоненты не менее яростно возражали, что социальную политику в государстве никто не отменял, и автобусы надо гонять даже ради одного-двух пассажиров — они тоже люди. С учетом обезлюдевания сел и укрупнения сети социальных учреждений необходимость выбираться из «медвежьих углов» в свет возникает все чаще.

Ситуация постепенно рассосалась, и во многом благодаря частникам. Свято место перестало пустовать. На междугородных маршрутах появились «автофавориты», «автографы» и прочие «напитеры» с «меридианами», которые, как оказалось, умеют работать быстро и очень эффективно. И заказ по телефону или интернету примут, и такси, если надо, закажут, чтобы подбросить до автобуса, и довезут в целости и сохранности, и кино в дороге покажут… Те же частники, но помельче, обосновались и на пригородных маршрутах. Результат налицо. Например, практически никто не заметил, что злополучный поезд «Дно-Псков» теперь ходит не каждый день. Вы слышали о каких-то митингах или коллективных протестах по этому поводу? И никто не слышал. По той простой причине, что по аналогичному маршруту теперь курсирует множество микроавтобусов с интервалом в 1-2 часа. Транспортную проблему на основных направлениях худо-бедно решили.

Тем временем и власть начала активнее включаться в процесс. А куда же без нее, ведь существует колоссальный круг задач, который ни один, даже самый эффективный частный инвестор решать не станет. Не хватит силенок, средств, да и не его это дело. Не будут частники ремонтировать и строить за свой счет новые автовокзалы. Не будут согласовывать расписание автобусов и поездов. Не станут проводить глобальный анализ транспортных потоков. Не будут обеспечивать информационную поддержку новых маршрутов на межрегиональном уровне.

Так что выступление заместителя губернатора Александра Кузнецова на пресс-конференции в Общественном пресс-центре ПЛН можно считать в какой-то мере вехой.

Раньше все транспортные идеи, исходившие от региональных властей (и это относится не только к команде нынешнего губернатора), носили фрагментарный характер: мы хотим пустить еще один поезд, мы хотим запустить самолет, а вот бы нам с РЖД о тарифах договориться... А тут наконец-то высокопоставленный представитель обладмина пришел не просто с благими пожеланиями, а представил целую программу, по которой должна будет возрождаться транспортная система региона! Причем сделал это на инновационном уровне, который сделал бы честь и Сколково, и Силиконовой долине. Тут вам и мультимодальные перевозки, и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), и трансфертные площадки, и информационное поле, которым должен быть окутан пассажир. Хотя, когда речь дошла до конкретики, оказалось, что схема достаточно простая и эффективная.

Телепорт до восьми стран ЕС

Рассказ о том, как это будет выглядеть, начали с практического примера — нового маршрута «Санкт-Петербург — Пушкинские Горы». Второй участник встречи, директор ГППО «Псковавтотранс» Александр Питиримов начал презентацию с простой задачки: «сколько времени потребуется жителю Калининграда, чтобы добраться до Пушкинских Гор?». Оказалось немало.

Стандартным маршрутом придется ехать 42 часа и затратить 2135 рублей. Но есть вариант, как сократить путешествие почти на сутки (на 21 час, если точнее) и сделать на 805 рублей дешевле: для этого нужно состыковать железнодорожный и автобусный маршруты, которые будут пересекаться на станции Сущёво (Бежаницкий район). Междугородные поезда через станцию идут, там останавливаются, а значит, остается привязать к их графику дополнительный автобусный маршрут «Сущёво-Пушкинские Горы». Это и есть та самая мультимодальная перевозка, а железнодорожная станция приобретает статус ТПУ.

Перспективы открываются неожиданные. Пушкиногорье таким образом оказывается связанным с пятью регионами России и восьмью странами ЕС. Идут через Сущёво даже поезда с прицепными вагонами до Варшавы, Вены и Праги. При этом договоренность о сотрудничестве с РЖД уже есть, запустить автобус, по словам Александра Владимировича, тоже проблем не составит. Более того, если трафик будет приличный, то сами железнодорожники готовы помочь с автотранспортом.

Таким образом, стыковка во времени и пространстве двух транспортных систем должна дать то, что именуют синергетическим эффектом. Когда сумма двух имеющихся в наличии компонентов позволяет получить качественно новый уровень.

Гладко только на бумаге

Понятно, что бочки меда без ложки дегтя не бывает. Работы перед транспортниками непочатый край. Железнодорожный вокзал на станции едва ли способен пробудить энтузиазм в потенциальных туристах. Полустанок неосвещен, удобства спартанские, инфраструктура отсутствует. Помимо всего прочего, нужна еще и огромная информационная работа для того, чтобы донести до потенциальных посетителей Пушкинского края сведения о новом удобном маршруте. Тем не менее, начальство смотрит в будущее с оптимизмом и надеется до конца года решить организационные проблемы, а к началу летнего сезона уже выйти на приличную наполняемость.

Дополнительные ложки дегтя набросал директор Пушкинского музея-заповедника Георгий Василевич. Замечаний «от прагматика» набралось немало:

Во-первых, междугородные поезда сейчас к станции не сильно привязаны. Некоторые останавливаются в Сущёво, а некоторые в Локне, а это еще плюс 30 километров пути.

Во-вторых, в советское время разрыв между прибытием автобусов и ближайшим поездом достигал 2,5 часов, и время ожидания на полустанке отнюдь не было насыщено приятными впечатлениями.

В-третьих, неприятная технологическая подробность — короткий перрон на станции. А это означает огромные неудобства для инвалидов, детей, пожилых людей. Если учесть, что некоторые из поездов останавливаются не более, чем на 1 минуту, то проблема не так ничтожна, как кажется.

Наконец, последнее по порядку, но не по важности — подача и бронирование автобуса, наличие резерва на случай, если количество прибывших пассажиров превысит плановое количество. С учетом сезонности, такое вполне возможно, а значит, придется держать автобусы «подхвата», иначе работа оператора на станции может стать настоящим адом.

В целом же Георгий Николаевич идею похвалил, и сказал, что опоздала она лет этак на 15. Раньше надо было.

Из Нью-Йорка на Марс, из Палкино в Мурманск

Вот так или примерно так выглядит идеология транспортной сети региона на основе ТПУ. Существующая сеть железнодорожных перевозок, согласованные с ней маршруты автобусов, взаимосвязанные автовокзалы и железнодорожные станции и единое информационное пространство, с помощью которого можно получить справку или заказать билет. Идеалом должен стать некий единый билет, с помощью которого можно было бы попасть, например, из Палкино в Мурманск, на котором были бы указаны станции пересадки и необходимые автобусные, железнодорожные, а может быть и авиационные маршруты. Для этого, понятно, требуется, чтобы поезда и автобусы ходили как часы, по расписанию, и у всех операторов была внедрена единая информационная система. Первые шаги в этом направлении, как объяснил господин Кузнецов, уже сделаны. Например, в Острове на автовокзале вскоре начнется продажа железнодорожных билетов, равным образом в перспективе можно будет купить единый билет через интернет, на сайте автотранспортного предприятия.

Что касается самих ТПУ, которые должны стать узлами будущей областной транспортной сети запланировано создать 10-12. Уже запущены транспортно-пересадочные узлы в Идрице (Себежский район) и Плюссе. На очереди — уже упомянутое Сущёво, Кунья, Невель, Пыталово, Пустошка, Бежаницы, Красногородск, Старый Изборск, Струги Красные. Причем, в четырех последних населённых пунктах предусмотрен снос и новое строительство зданий автовокзала. По срокам создание ТПУ на базе существующих вокзалов запланировано на ближайшие три месяца, а строительство новых капитальных объектов — на три года. Что же касается трудностей, то их весьма красноречиво описал хозяин пушкинского заповедника.

Конечно, на реализацию столь амбициозных планов потребуются и немалые средства. Александр Кузнецов не стал называть конкретные цифры, однако, заверил, что соответствующие строки в бюджете на три года предусмотрены, и с большой степенью вероятности они будут сохранены. Будем надеяться. А то как-то совсем не хочется вернуться в недобрые времена бесконечных оптимизаций и сокращений и без того не слишком мощной транспортной сети региона.

Илья Петров

http://pln-pskov.ru/pcenter/257676.html