press_11052017

Без кондукторов, без турникетов — будущее псковского общественного транспорта

Новости, Новости предприятия

И.о. генерального директора ГППО «Псковпассажиравтотранс» Александр Питиримов поделился планами развития предприятия 11 мая на пресс-конференции в пресс-центре газеты «Псковская Правда».

Александр Питиримов начал встречу с исторической справки. По его мнению, объединение и интеграция автотранспортных предприятий Псковской области – закономерный и объективный процесс. До 1993 года существовало единое государственное предприятие «Псковавтотранс», включающее 17 филиалов в районах Псковской области, псковскую автоколонну «1122» , 36 автостанций и автовокзалов.

В 1990-е было принято решение их раздробить. 17 предприятий стали самостоятельными, сохранилась только государственная собственность, в отличие от ряда соседних регионов, которые пошли по пути приватизации автотранспортных предприятий. Однако жизнь показала несостоятельность этой модели. Существование отдельных транспортных предприятий на уровне районов невозможно по экономическим причинам. Поэтому в 2000-х годах начался обратный процесс объединения в единую сеть. На сегодняшний день «Псковпассажиравтотранс» имеет 14 филиалов и головное предприятие. Остальные филиалы относятся к ГППО «Славяне», которое обслуживает Новосокольнический, Великолукский и Куньинский районы. Также муниципальное предприятие перевозчик действует в Себежском районе.

«Решение закономерное, к этому шли давно. Процесс интеграции был намечен еще несколько лет назад. Что-то мешало на некоторых этапах», — пояснил Александр Питиримов. Нужно было определиться, что делать с автовокзальной сетью: либо ликвидировать все неликвидные объекты, не приносящие доходы (по этому пути пошли в Ленинградской и Новгородской областях, при такой схеме жители малых населенных пунктов остаются без нормального обслуживания), либо сохранить. В 2015 году в Псковской области решили больше не оптимизировать объекты автовокзальной инфраструктуры только по экономическим основаниям. В 2016 году восстановлены в формате транспортно-пересадочных узлов автостанции в Плюссе и Идрице.

Подвижной состав

В ближайшее время планируются  переговоры о приобретении автобусов ЛИАЗ. Александр Питиримов пояснил, что предполагается покупка автобусов нового поколения.  «Совершенно новые машины низкопольные с выдвижными панелями для коляски, с кондиционерами, с электронными оборудованием», — сказал Александр Питиримов.

Он категорически против покупки бывших в употреблении автобусов. «Это «автохлам», новых они не продадут, в них придется вкладываться. Смысла никакого, в эксплуатации они будут дороже», — сказал Александр Питиримов.

Обновить автобусы предполагается с помощью «контракта жизненного цикла» — производитель автобуса обеспечивает в течение всего срока действия контракта выпуск на линию, по сути это пожизненная гарантия. Производитель открывает собственный дилерский центр и развивает на базе транспортного предприятия. Предприятие готово вести переговоры о создании дилерского центра.

По мнению Александра Питиримова, можно поменять автобусы не единовременно, а за 2-3 года. МАЗы и ЛИАЗы, которые приобретены в последние годы, по словам Александра Питиримова целесообразно использовать на городских перевозках в других городах, в Острове, Себеже, Печорах и, не исключено в Великих Луках.

Коммерческие перевозки

Одно из направлений развития «Псковпассажиравтотранс» — акцент на коммерческой сфере перевозок», которая «была подзабыта и оставлена». Одно из направлений — перевозки между Псковом и Петербургом. «На Санкт-Петербург должны быть автобусы большие туристические. Их количество должно быть не меньше 10, иначе это будет разовая акция», — сказал Александр Питиримов. По его словам, это рентабельный бизнес и он не видит причин, почему предприятие не может в нем участвовать. Конкурировать предполагается за счет качества услуги.

Предприятие проведет новый конкурс на обслуживание транспортных карт. Александр Питиримов рассказал, что сейчас существует три основных игрока на рынке карт для оплаты: в Москве «Тройка», в Московской области «Стрелка», в Санкт-Петербурге — «Подорожник». При этом карточки Москвы и Московской области интегрированы между собой. Карты для проезда, которые продаются в Пскове, должны интегрироваться с центрами транспортного притяжения – Петербурга и Москвы. Это должно быть удобно как для пассажиров из Пскова в крупных городах, так и для туристов в Пскове.

Сегодняшние карты разработаны в Новосибирске. Их используют 11 регионов, и все они, кроме Ярославля и Пскова, находятся за Уралом. «Однозначно будем менять оператора, и это будет сделано на конкурсной основе», — сказал Александр Питиримов. Сроки проведения нового конкурса – ближайшие месяцы.

В результате введения системы валидаторов, которая отменена в мае, труд кондуктора не был автоматизирован, не произошло увеличение производительности труда. Поэтому на городских маршрутах валидаторы отменены.

На пригородных маршрутах они останутся, потому что они позволяют водителям не проводить «урок кройки и шитья» — вырезать ножницами билет нужной стоимости. На некоторых пригородных маршрутах есть кассовые аппараты и они требуют перерегистрации. Терминалы с валидаторами дешевле и обеспечивают, кроме выдачи билета, передачу информации на сервер.

Еще один вопрос — каким образом продавать билеты. «У пассажиров не должна болеть голова о том, где купить билет. Съездить за наличные купить куда-нибудь на Рокоссовского абсурдно», — сказал Александр Питиримов. Продажа билетов, по его убеждению, должна осуществляться в шаговой доступности. Для этого необходим длительный переговорный процесс с универсамами шаговой доступности и банкам

Проезд подешевеет

Стоимость разового проезда в псковских автобусах с июня уменьшится на рубль и составит 22 рубля до введения валидаторов. Никаких подорожаний проездных билетов до введения системы валидаторов не планируется.

Без кондукторов и без турникетов

Система проезда в псковских городских автобусах будет бескондукторной и бестурникетной. Предполагается, что в городских перевозках будут использоваться стационарные валидаторы, которые должны располагаться напротив каждого входа в автобус. В часы пик люди не должны протискиваться по автобусу в поисках терминала, к которому можно прислонить свою карточку.

Альтернативный вариант с турникетами опробован практикой в крупных городах и изжил себя. Турникет рассчитан только на одну дверь, а это существенно замедляет вход и создает неудобства для других участников движения.  Предполагается и изменение в работе службы контроля.

Александр Питиримов подчеркнул, что изменяя систему оплату, никто не изобретает велосипед. Предприятие просто изучает опыт крупных городов и распространит его на Псков.

«С кондукторами отдельный большой вопрос», — сказал Александр Питиримов, заметив, что на предприятии работает около 340 кондукторов. «Понятно, что у госпредприятия есть определенные социальные обязательства не только перед населением, но и перед работниками, потому что мы являемся одним и крупнейших работодателей в Псковской области. 340 человек выставить на улицу никто не готов», — сказал Александр руководитель предприятия.

После введения автоматизированной системы оплаты проезда большинство эти люди будут трудоустроены другим способом. «Кондукторы либо кассиры, которые будут продавать транспортные карты. Либо как-то еще на междугородних рейсах их задействовать», — сказал Александр Питиримов.

Также в «Псковпассажиравтотранс» может быть сокращен административно-управленческий персонал. В результате слияния двух транспортных предприятий – ГППО «Псковпассажиравтотранс» и ГППО «Псковавтотранс» будет ликвидирована «задвоенность» некоторых служб. Сократится количество заместителей у генерального директора. Сейчас их 6 у директора «Псковпассажиравтотранс» и 3 — у директора «Псковавтотранса». «Столько мне не нужно. Останется 3-4 максимум», — сказал Александр Питиримов. Все кадровые решения будут приниматься в рамках трудового законодательства. Сокращенные получат применение на других должностях на предприятии.

Будущее за электронной оплатой

Предполагается применение разных видов карт, каждый пассажир выберет наиболее удобный вариант. Александр Питиримов отметил, что «все уже изобретено до нас» и опробовано в других городах. Это может быть часовая поездка или поездка продолжительностью 90 минут с учетом пересадки, либо суточный билет (или на 2 и 3 дня) для туристов.

«Это могут быть разовые билеты на бумажных носителях. Плюс «электронный кошелек» — некая сумма, которая откладывается на карту и потом по определённому тарифу деньги расходуются. Принцип должен такой, чем больше ездишь, тем меньше платишь. Должна быть заинтересованность приобрести карту», — сказал Александр Питиримов. Разница между оплатой по карте и наличными должна быть существенной. Не один рубль, как предполагается в действующей сейчас «новосибирской системе», а больше. Таким образом, дешевле будет пользоваться пластиковыми картами.

Это предполагает изменение штрафов за безбилетный проезд. Он должен составлять не 500 рублей, а стоимость месячного проездного билета.

Кафе на автовокзале

«Нормальный пункт общественного питания» может открыться на автовокзале в Пскове. В 2017 году планируется ремонт последнего оставшегося фасада псковского автовокзала. На здании будет размещена надпись «Автовокзал Псков», потому что, как объяснил Александр Питиримов, иногороднему пассажиру вообще непонятно, куда его привезли. Будут устроены навесы над перронами. Эти работы планируется выполнят без привлечения регионального бюджета, за счет собственных средств предприятия.

Оставшиеся залы внутри здания планируют обновить к 2019 году, когда в Пскове будут проходить Ганзейские дни. Курирующие транспортную сферу представители администрации Псковской области говорили, что будет оказана финансовая поддержка. «Мы не сидим и ждем этой поддержки, а пытаемся договориться с 2-3 потенциальными инвесторами, которые могут взять в аренду зал и сделать нормальный пункт общепита», — сказал Александр Питиримов.

Это должно быть настоящее кафе, рассчитанное, в первую очередь на пассажиров, которые уезжают. «Должна быть возможность взять с собой еду в нормальных контейнерах», — считает и.о. генерального директора ГППО «Псковпассажиравтотранс».

Аренда должна быть долгосрочной на приемлемых и взаимовыгодных условиях. Предприниматель, который отремонтирует помещение, получит возможность аренды, а автовокзал получает «нормальный достойный пункт общепита. Речь идет о центральном зале между кассовым залом и залом отправления.

С 20 мая стартуют перевозки пассажиров по одному из главных проектов последних месяцев – «Поезду в Пушкинские Горы».